История водочной этикетки

«Лицо» и паспорт любой бутылки водки — это ее этикетка, контрэтикетка и маленькая верхняя наклейка, которая называется кольереткой. Вот эти три документа служат не только украшением каждой бутылки, но и обязаны нести на себе множество полезных сведений для покупателя.

Известно, что самыми первыми «этикетками», которые что-то рассказывали о товаре, были древние «граффити» — надписи, процарапанные на глиняных корчагах, амфорах и глиняных или фарфоровых бутылках. На Руси нашли применение и ярлыки из бересты, которые привязывались к сосудам с водкой и вином и давали нужные сведения купцам. До конкретного покупателя-потребителя сведения эти доходили уже в устной форме через розничных продавцов товара.

Регулярная водочная этикетка в России появилась только в царствование последнего императора Николая II. В отличие от художественно оформленных бутылок, которые предназначались для состоятельных граждан, массовые этикетки было разрешено делать без украшений и позолоты. Необходимыми элементами такой этикетки были записи о месте и дате продажи этой бутылки водки. На этикетках требовалось также помещать какое-нибудь воспитательное изречение, типа «Пьянство — порок».

Бутылки, и прочая стеклянная посуда в России начали массово производить еще в допетровскую эпоху. Подробнее об истории появления и развития на Руси бутылок и штофа, читайте здесь.