Штоф и бутылка на Руси

История появления и распространения стекла

Принято считать, что начало древнего стеклоделия восходит к середине III тысячелетия до нашей эры, и связано с цивилизациями долины Нила, Тигра и Эфрата, островом Крит и отдельными народами, например, финикийцами. С тех времен до нас дошли стеклянный кувшин и стеклянная бусина с именем фараона Тутмоса III.

Бусы, палочки и полоски были первыми стеклянными изделиями, выполнявшими функции амулетов и украшений. Однако уже к XVI веку до н.э. в Месопотамии научились делать стеклянные вазы.

Позже стекло начали производить в Микенах (Греция), Китае и Индии. С Xвека до н.э. стекло производилось на Дальнем Востоке. А с IXвека центром стеклоделия стала Александрия, откуда оно распространилось в Рим.

Из-за естественных примесей древние стеклянные изделия были зеленоватого или коричневатого цвета. Изделия из прозрачного стекла были редкостью, и ценились очень дорого.

Открытие метода выдувания стекла (около 2 тыс. лет назад) произвело переворот в стеклоделии. Этот метод позволил разнообразить формы стеклянной посуды.

В начале 1 века нашей эры стеклоделие проникло из Египта в Италию и распространилось по всей Римской Империи. В Испании, Галлии (Франция), Южной Британии, Германии и по северному побережью Черного Моря возникают многочисленные мастерские.

С падением Западной Римской империи (476 г.) и возникновением на её обломках варварских Германских государств, центром стеклоделия становится Константинополь. Римский император Константин очень заботился об украшении новой столицы Византии, и переселил туда художников и ремесленников из Рима, освободив их от уплаты налогов.

С IXвека Венеция начала конкурировать с Константинополем за право называться центром стеклоделия, а после взятия Константинополя крестоносцами в 1204 году Венеция на многие сотни лет стала мировым центром стеклоделия. Ради сохранения секретов венецианского стекла власти создали специальную полицию, которая следила за сохранением секретов производства стекла, и даже убивала мастеров-стеклодувов, решивших сбежать в другую страну.

Стеклоделие в России

Стеклоделие в России развилось в IX — Х вв., т. е. намного раньше, чем в Америке (XVII в.) и ранее, чем во многих других странах Западной Европы (Англии, Швеции, Венеции, Богемии, Лотарингии, Нормандии и др.).

К X-XI веку в Киевской Руси, а также в Новогороде, Рязани, Чернигове существовали мастерские по производству стеклянных бус, колец, браслетов, тонких бокалов. Делали также и «оконичные круги» — круглые толстостенные стекла для окон, диаметром 20-30 см.

На территории Киево-Печерской Лавры обнаружена древняя мастерская по производству цветной мозаики. Мозаичными орнаментами украшен Софийский, Михайловский и Успенский соборы в Киеве, и соборы в Чернигове.

После татаро-монгольского нашествия стекольное дело на Руси возродилось только к XVII веку. В 1635 году царь Михаил Федорович дал «Жалованную грамоту шведу — пушечному мастеру Елисею Коэту на покупку В Московском уезде 16-ти пустошей для устроения стекольного дела с правом беспошлинной продажи изделий в продолжение 15 лет и с запрещением другим устраивать подобные заведения». А в 1668 году в подмосковном селе Измайлово было начато строительство «казенного» стекольного завода, на котором мастерами были «виницейцы». Продукция этого завода вывозилась и в другие страны.

При Петре I стекольное дело в России набрало небывалый размах. Царь отправлял русских мастеров учиться за границу, привозил в Россию иностранных стекольщиков, строил новые заводы. Стране требовалось все больше оконного стекла, посуды, зеркал, а заграничное стекло было необычайно дорого.

Замечательные открытия в области цветных стекол были сделаны великим русским ученым М. В. Ломоносовым (1711-1765 гг.). В 1748 году он организовал в Петербургской академии наук лабораторию, в которой проводил фундаментальные научные исследования по химии стекла. Его открытия подняли российское стекольное дело на новый уровень развития, и позволили помимо прозрачного, зеленого и синего стекла производить многоцветную красочную продукцию.

История появления штофа

Вместе с иностранными стеклодувами появилось в России и немецкое слово «штоф», обозначавшее изначально меру объема, равнявшуюся 1/10 ведра, а впоследствии закрепившееся за бутылкой, имевшей тот же объем. Примечательно, что в России уже было название для обозначение меры в 1/10 ведра — кружка. Но «штоф» звучало красивее, так и прижилось.

Помимо названия, за бутылкой для хлебного вина закрепилась и особая форма –приземистая, четырехгранная,  с коротким горлышком, преимущественно зеленого стекла. Эта форма и это название дошли почти без изменений до наших дней.

К концу XVII века выпуск бутылок и штофов в России достиг 100 тысяч штук в год. Хотя качество стеклянной посуды российского производства было очень низким, и не выдерживало конкуренции с поступавшей через Архангельский порт и западную границу винной и аптечной посудой.

Но спрос на стеклянную посуду был очень высок, и количество стекольных заводов к середине XVIII века увеличилось в несколько раз. Мастерами на стекольных производствах по прежнему были иностранцы, однако и русских мастеров уже было достаточно много.

В начале XIX века был издан правительственный указ, запрещавший ввоз заграничного стекла в Россию. Благодаря такой заботе об отечественном производителе, количество стекольных заводов в стране увеличилось в три раза всего за 10 лет. И к 1812 году в России ежегодно производилось два с половиной миллиона бутылок и еще столько же штофов (и это не считая аптечной, химической, ламповой посуды и лампового стекла).

Однако, после отмены действовавшего 50 лет запрета на импорт стеклянной посуды, оказалось, что отечественные технологии сильно отстали, и российская стеклянная посуда не выдерживает конкуренцию с западной. И русским мастерам пришлось проявить изрядную изобретательность, чтобы побороться за потребителя. Появились новые формы бутылок и штофов, помимо темных и бесцветных стали производить посуду из цветного стекла, фарфора, хрусталя.

В 80-90-е годы XIX века с появлением стекловаренных печей новой конструкции центры стеклоделия перемещаются в богатые залежами угля южные регионы России. Кроме того, с введением в 1895 году винной монополии государству потребовались большие объемы стандартизированных и качественных бутылок и штофов. Западные капиталы потекли в отрасль. Однако, с началом Первой мировой войны и введением сухого закона, расцвет российской стекольной отрасли сменился упадком.

Эволюция формы бутылки

Первые отечественные стеклодувы задали моду на бутылки с прямоугольными очертаниями – штофы. Помимо того, что такие бутылки делать проще, брусковатая форма выглядит внушительно, красиво преломляет свет, придавая особую яркую торжественность праздничному столу. Да к тому же квадратные штофы занимают намного меньше места на полке или в шкафу, по сравнению с круглыми бутылями.

Уже к концу XVIII века прямоугольная бутылка  прочно ассоциируется с простым хлебным вином, изготавливается преимущественно из стекла с зеленоватым оттенком, но достаточной прозрачностью.

К началу XIX века произошло разделение между простой и дешевой в изготовлении массовой бутылкой и штофом, и винной посудой и графинами для дорогих напитков.

Разным напиткам соответствовали бутылки определенной формы и цвета. Были простые бутылки, столовые, бутылки для шампанского, для мадеры, для «английской горькой», портерная, рейнская, пивная, ликерная, коньячная, ромовая бутылки. Подробнее о разных старинных бутылках дореволюционной России читайте в блоге А. Остромирова.

Цвет стекла также имел важное значение. Простое хлебное вино разливали в бесцветные или зеленоватые бутылки. В бесцветные, золотисто-янтарные, вишневые, темно-зеленые, рубиновые бутылки лили настойки, наливки и дорогую водку. Были и «премиум» бутылки из хрусталя, тончайшего фарфора, серебра и эмалированного металла.

В наши дни многие дизайнеры черпают свое вдохновение в штофах дореволюционной России.

современные-штофы

Русские меры жидких тел («винные меры»)

1 шкалик = 61,5 мл
1 чарка = 2 шкаликам =129,99 мл
1 косушка = 1/40 ведра = 1/4 кружки = 1/4 штофа = 1/2 полуштофа = 1/2 водочной бутылки = 5 шкаликам = 0,307475 литра.
1 водочная бутылка = 5 чаркам = 1/20 ведра = 615 мл
1 штоф = 2 водочным бутылкам = 1,2299 л
1 осьмериковый штоф = 1/8 ведра (двум водочным бутылкам), т. е. 1,537375 литрам
1 полуштоф (1/2 осьмирикового штофа) = 1 винной бутылке = 0,7686875
1 четверть = 2,5 штофам = 5 водочным бутылкам = 3,075 л
1 ведро = 4 четвертям = 10 штофам = 12,299 л
1 бочка = 40 вёдрам = 491, 96 л

Что касается этикеток, то регулярная водочная этикетка в России появилась только в царствование последнего императора Николая II. Подробнее об истории бутылочных этикеток в России читайте здесь.

 

Использованная литература:

1. Р.Дралле, Г.Кеплер. Производство стекла В 2 т. Пер. с немецкого. М. Продсиликат. 1928

2. И.И.Китайгородский Крашение и глушение стекла М. Главная редакция химической литературы.1935

3. Технология стекла. В 2 т. Под ред. И.И.Китайгородского М-Л. Издательство легкой промышленности 1939

4. И.И.Китайгородский Стекло и стекловарение М. 1950

5. Е.А.Левинсон и др. Художественное стекло и его применение в архитектуре М-Л. Издательство литературы по строительству и архитектуре, 1953

6. М.А.Безбородов Стеклоделие в древней Руси. Минск, АН БССР, 1956

7. Б.Дижур Стеклянная река. М. Издательство детской литературы 1958

8. Н.Качалов Стекло. М. Издательство АН СССР, 1959

9. Справочник по производству стекла в 2 т. Под ред. Под ред. И.И.Китайгородского М. Стройиздат. 1963

10. Технология стекла. Под ред. И.И.Китайгородского М. 1966

11. А.Н. Ланцетти, М.Л. Нестеренко Изготовление художественного стекла. М. Высшая школа, 1972

12. Стекло. Справочник под ред. Н.М. Павлушкина М. Стройиздат 1973

13. М.М.Постникова-Лосева Русское ювелирное искусство, М. Наука, 1974

14. Л.Любимов Искусство древней Руси. М. Просвещение. 1981

15. Русское прикладное искусство, M, Советская Россия, 1982

16. Е.Рачук. Советское цветное стекло М. Советский художник, 1982

17. Ю.Л. Щапова Очерки истории древнего стеклоделия. Издательство Московского Университета, 1983

18. М.Коцик и др. Окрашивание стекла. Пер. с чешского, М. Стройиздат. 1983

19. Химическая технология стекла и ситаллов. Под ред. Н.М.Павлушкина. М. Стройиздат. 1983

20. Применение стекла в строительстве. Справочник. Под ред. Под ред. В.А.Дроздова М. Стройиздат. 1983

21. Н.В.Воронов, М.М.Дубова Невский хрусталь Л. Художник РСФСР, 1984

22. Ю.П.Сергеев Выполнение художественных изделий из стекла М. Высшая школа 1984

23. Щапова Ю.Л. Стекло Киевской Руси. М.: Издательство Московского Университета.1972.

24. Долгих Е. Русское стекло XVIII века. Собрание Государственного музея керамики и «Усадьба Кусково XVIII века». Москва: Искусство, 1985.

25. Русская керамика и стекло 18-19 веков. Дулькина Т., Ашарина Н. 1978.г.